29 мая 2014г.
Бангалор, Индия
(Ниже приведено продолжение беседы Время для самоанализа).
Как только вы поняли тама-гуну (качество или свойство сознания, характеризуемое инерцией, летаргией и негативом) и раджа-гуну (качество сознания, характеризуемое беспокойством, активностью и страстью), у вас может возникнуть вопрос: «Как мы можем увеличить саттву (качество сознания, характеризующееся ясностью, мудростью и праведным действием)? Как мы можем преодолеть те тенденции и выйти за их рамки?» Через медитацию.
Делайте больше севы (служения), садханы (практик) и сатсанга (пения и знания). Как это помогает? Это поднимает вас от тама-гуны, ведет к раджа-гуне, а затем из раджа-гуны приводит к саттва-гуне.
В этом и есть цель всего происходящего здесь. Время от времени мы испытываем влияние всех трех гун. И они постоянно меняются от одной к другой. Но если придерживаться правильной пищи, правильного поведения и правильной компании и если медитировать, то можно изменить это и выйти за рамки этих тенденций.
Если вы постоянно находитесь в обществе тамасичных людей, то вскоре сами станете как они и погрузитесь глубже в постоянное сожаление и негатив ума.
Иногда мы слышим, как дети говорят: «Ох, я видел всё в жизни. Все бесполезно. Я никогда не получаю то, чего действительно хочу. Существует столько страдания. Всю мою жизнь люди плохо ко мне относятся и проклинают меня».
Можете ли вы представить, чтобы маленький ребенок говорил такое? Однажды маленькая девочка так сказала. Сколько ребенок действительно прожил на свете, чтобы такое говорить?
Тогда мать девочки объяснила, что так обычно говорила ее бабушка, а ребенок перенял это у нее и начал говорить то же самое, как попугай.
Таким образом, то, как вы ведете себя с детьми и как общаетесь в их присутствии в огромной степени влияет на них. Если вы рядом с детьми находитесь в раджастическом или тамасическом настрое, они сразу же перенимают его и начинают вести себя также.
Наша компания очень сильно влияет на нас. Предположим, четыре человека сидят вместе, и один из них начинает жаловаться: «Это не хорошо, то неправильно», – и вскоре трое остальных присоединятся и начнут делать то же самое: все четверо начнут говорить негативно, а через полчаса почувствуют себя усталыми и подавленными и вернутся домой с унылыми и мрачными лицами.
Вам нужно садиться рядом с теми, кто говорит: «Ну-же! Давайте все вместе работать над тем, чтобы каждому передать все больше и больше счастья и энтузиазма. Все прекрасно. Что сделать, чтобы это еще улучшить?»
Когда саттвическое дхрити (качество постоянства и упорства) и энтузиазма объединяются, вы можете сделать гораздо больше.
Смотрите, иногда, когда вы идете на тренировку в тренажерный зал в одиночку, вам лениво и не хочется идти. Но если есть друг, желающий к вам присоединиться или ходить с вами каждый день, тогда у вас не будет желания пропустить тренажерный зал ни одного дня. Не так ли?
Даже если вы не хотите идти в какой-то день, вы все равно вытаскиваете себя и идете. То же самое происходит с йогой и садханой: если это для вас принуждение, то вам кажется, что каждый раз приходится вытаскивать себя туда.
Гурудэв, если человек находится на пути нескольких лет, а затем внезапно, после долгого периода времени в чем-то возникает сомнение и путь больше не кажется чарующим, что тогда делать?
Шри Шри Рави Шанкар: Это время, когда нужно держаться за свою веру. Моменты сомнения – как облака: облака приходят, да, но они приходят и исчезают. Если вы не будете взаимодействовать или контактировать с ними, они просто придут и уйдут.
Если же вы пожмете им руки и поплывёте с ними, тогда уйдет больше времени, чтобы их преодолеть. Истина всегда выстоит и победит в конце.
Сомнения могут возникать, и это вполне возможно из-за нашей компании, в которой мы общаемся. Вам могут сказать: «О, вы знаете, такой-то человек так много медитирует, но все равно заболел» и т.д.
Что они имеют в виду? Они думают, что если тот, кто занимается йогой и медитацией, заболел, тогда зачем вам все это делать?
Человек заболел не из-за медитации: должно быть, он сделал что-то еще, что принесло ему эту болезнь. Также это может быть из-за его кармы.
Теория Кармы настолько глубока и непостижима, что вы не можете ее понять, думая линейно. Человек, прожив, возможно, очень хорошую жизнь, в конце своей жизни может столкнуться с большими трудностями.
Хорошие действия всегда приносят только хорошие результаты: манговое дерево даст только фрукты манго – оно не даст вам горьких плодов нима, это закон природы.
Поэтому, когда возникают сомнения, позвольте им прийти, и они сами уйдут. Вы продолжайте двигаться вперед.
Какова связь между кармой, пурушаартхой (Purushaartha) и временем?
Шри Шри Рави Шанкар: Пурушаартха означает совершать правильные поступки в правильное время. И выполняя пурушаартху, можно одержать победу над кармой и временем: вся карма растворяется, а время становится на вашу сторону.
Невозможно получить результаты действий, пока не наступит подходящее время, и никто не может совершить правильное действие без пурушаартхи.
Каково место Дхармы в политике и управлении? Что означает Раджа-дхарма?
Шри Шри Рави Шанкар: Дхарма занимает значительное место и играет огромную роль в политике: люди, находящиеся у власти, должны управлять правительством и делами общества справедливо. Долг короля - поддерживать и сохранять Дхарму (нравственность и человеческие добродетели) в обществе всеми возможными способами. Это и есть Раджа-дхарма: всегда поддерживать и сохранять Дхарму и устранять Адхарму (безнравственность и негативность) в обществе и обеспечивать справедливый и целостный прогресс в обществе - это самая главная обязанность короля.
Говорится: «Дхарма ракшати ракшитаха». Это означает, что Дхарма поддерживает и защищает тех, кто твердо соблюдает и поддерживает саму Дхарму. Таким образом, долг короля состоит также в том, чтобы защищать и поддерживать Дхарму во все времена. Дхарма не означает какую-либо определенную общину или слой общества – дхарма означает то, что дает радость и покой в этом мире и освобождает вас в другом мире. Дхарма обеспечивает «Абхудая (Abhyudaya) в этом царстве» (то есть мир и комфорт в этой жизни), и «дарует Нишраясу (Nishrayasa)» после смерти (то есть освобождает после кончины).
Гурудэв, Вы рассказывали о прапанче (Prapancha - значении игры и взаимодействия пяти элементов). Кажется, эта вселенная полна чисел: например, три гуны (качеств), пять таттв (принципов) и т. д. Какое значение чисел в нашей жизни?
Шри Шри Рави Шанкар: Одна из шести философий ведической мудрости, вторая, называется Санкхья (Sankhya), что означает подсчет и анализ вселенной (численный) – это достаточно важно.
Во всем, что нас окружает, есть числа. Например, число хромосом в ДНК нашего тела, цепочек ДНК и т. д – все они содержат числа. Почти все в этой вселенной может быть рассмотрено через определенную игру чисел. В Рудрабхишекам (Рудра пудже, посвященной Шиве), пропевается: "Ekachame Trayanchame Panchachame…" (серия нечетных чисел, начиная с единицы).
Вся вселенная полна Ган, что означает «единиц измерения» – разные единицы измерения составляют Вселенную. Гана также означает группы. Итак, вся вселенная состоит из единиц измерения и групп. Гана Раджа означает «Господь групп», и это еще одно имя Ганеши. Каждому элементу периодической таблицы присваивается номер, и каждый элемент содержит определенное число атомов и электронов. Причина того, что серебро, уголь, золото и алмаз выглядят по-разному, заключается просто в различном количестве протонов и электронов в составляющих их атомах. Различные перестановки и комбинации количества протонов и электронов порождают различные элементы, которые мы видим сегодня. На самом деле, все Творение является одной вибрацией, но различные комбинации и количества одной и той же вибрации создают разнообразие в этой Вселенной.
Поэтому цифры очень важны. Если числа (атомов или электронов) угля (аморфной формы углерода), меняются, то он становится алмазом (кристаллической блестящей формой того же углерода). Таким образом, разнообразная вселенная есть не что иное, как результат различных комбинаций чисел.
Просто небольшое изменение в бороздках и расстоянии между линиями на вашем большом пальце может изменить всё – вот почему нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Если вы закрыли свой дом с помощью отпечатка большого пальца, то его сможет открыть только ваш большой палец. Поэтому небольшое изменение в цифрах может привнести огромные изменения. Это поняли много лет назад наши великие Риши, такие как Риши Канада, Риши Капила и т. д. Наивысшее число — ноль – было дано Упанишадами и ведическими Риши – Индия подарила миру число «ноль». Если бы не было ноля, тогда не могло бы быть и других чисел: все остановилось бы на числе «девять». Определение числа «ноль» содержится в ведической литературе. Существует стих: 'Om Poornamadah Poornamidam Poornaat Poornam Udachyate. Poornasya Poornamadaya Poornamevava Vashishyate'. (Что означает: «То - целое, это - целое; из целого появляется целое, и если удалить целое из целого, целое всё равно остается»). Этот стих включает в себя определение ноля. Кто из вас этого не знал?
(Эта беседа была проведена на хинди, с последующим переводом на английский и русский языки).
Комментариев нет:
Отправить комментарий