Шри Шри Рави Шанкар
Война в Афганистане продолжает свирепствовать. Продолжающееся долгое время насилие и конфликты оставили страну, ее народ и экономику в руинах. За последние девять лет были потрачены миллиарды долларов, и командующие армиями приходили и уходили. Как и многие соседи на Среднем Востоке, в борьбе за свое существование Афганистан продолжает сталкиваться с проблемой терроризма, фундаментализма и фанатизма. Почему же в Афганистане так много насилия и экстремизма? Почему те же самые мусульмане, которые живут в Индии, Индонезии и Малазии, способны там более мирно сосуществовать со своими соседями? Ответ может скрываться за недостаточным пониманием истории и культуры Афганистана.Афганистан длительное время находился на пересечении многих культур и духовных традиций. Благодаря своему стратегическому местоположению между Средним и Дальним Востоком, он тысячи лет был важнейшим торговым путем и местом пересечения различных культур. В прошлом Афганистан был родным домом как для зороастрийских, индуистких, буддийских, так и для мусульманских общин. Все эти традиции достигли своего расцвета в гармонии друг с другом – страна процветала как интеллектуально, так и материально благодаря своей открытости различным мировоззрениям; так продолжалось до 20 столетия. К сожалению, в этом веке афганцев вынудили, иначе говоря, заставили отречься и потерять уважение к наследию своих предков, которое поддерживало ценности ненасилия и терпимости. Отречение от этих традиций привело в результате к подъему фанатизма и фундаментализма, которые укоренились в целом поколении.
Многие не осознают, что древняя религия зороастризма имеет свои корни в сегодняшнем Афганистане. Буддизм вошел в Афганистан на очень ранней стадии, и на протяжении столетий различные правители, как буддисты, так и не буддисты, поддерживали тут широко распространенную сеть буддийских монастырей. Афганистан был одним из центров Ведической культуры. На самом деле, слово «Афганистан» берет свои корни из Санскритских слов «ахи», «гана» и «стан», что означает «страна пробужденных людей». В Афганистане проживала целая плеяда индуистских учителей и буддийских монахов с великолепной репутацией, и они основали здесь знаменитые университеты и школы йоги и медитации. Здесь существовала богатая традиция медитации, духовности, музыки, танца и архитектуры – все это в последнее время систематически подавлялось со стороны агрессивных и экстремистски настроенных толкователей ислама.
Когда в культуре народа гордость начинает ассоциироваться с агрессией, это может привести к тому, что молодежь будет верить, что их путь – единственно верный, и что у них есть право уничтожать все, что покажется им нечестивым и не угодным Богу. Если человек в первую очередь идентифицирует себя с религией, культурой или национальностью, то он может оставаться полностью зацикленным на этой позиции, бороться и умирать за это – и другие будут умирать вместе с ним.
Часто насилию сопутствует шум. Ненасилие происходит в тишине. Люди, совершающие насилие, производят много шума; они делают насилие заметным. Люди, которые не совершают насилия – тихи. Но сейчас пришло время для людей, не совершающих насилия, произвести много шума, чтобы насилие стихло. Слово о ненасилии должно прозвучать громко и четко - так, чтобы это могло быть услышано в самом раннем возрасте. Метод избавления от фанатизма в Афганистане и в любых других местах – это образование, которое ставит акцент на ненасилии и широком мировоззрении, изучении многих культур и религий, чтобы, когда ребенок растет, он не думал, что только Библия или Коран содержат в себе истину. Особенно, религиозным и духовным лидерам необходимо иметь более широкое понимание культур и религий. Мы должны обучить детей принимать обеими руками ненасилие и ценить человеческую жизнь превыше любой отдельно взятой религии или культуры.
Когда мы учимся расширять свое видение и углублять свои корни таким образом, то люди не будут следовать узким и негибким представлениям о воле Бога; они не будут действовать агрессивно и нетерпимо в попытке защитить эти представления. Нам следует поощрять жителей Афганистана изучать их собственную историю и понимать ценность такой более широкой перспективы во взглядах. Афганистан веками процветал как центр обучения, торговли и культуры. Чтобы и культура, и сама страна смогли выжить в настоящем и процветать в будущем, ее молодежи необходимо взглянуть на богатство истории своих предков и относится с почтением к особенностям своей культуры.
Только тогда страна станет Афганистаном – землей пробужденных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий