14 марта 2011, Бангалор (Индия)
В: Дорогой Гуруджи, одно из положений базового курса (часть 1) - «жить в настоящем моменте», но моё настоящее так болезненно, что я более охотно живу в прошлом, которое было прекрасным. Как мне теперь применять эту сутру (положение курса)?
Шри Шри Рави Шанкар: Посмотрите, даже если настоящее болезненно, лучше просто побыть с этим и покончить с этим, иначе вы заметаете мусор под ковер, живете в воображаемом мире, не осознавая текущей реальности. Да, это так. Поэтому лучше прожить это, пройти через это.
В: Дорогой Гуруджи, даже когда я сморю прямую трансляцию, я чувствую Ваше присутствие. У меня такое чувство, что Вы смотрите на меня. Как Вам удается создать реальное присутствие в виртуальном мире?
Шри Шри Рави Шанкар: Это секрет фирмы! Вступайте в клуб!
В: Я прошел курс Искусства Жизни, чтобы стать проницательным и сфокусированным, но Гуруджи, сейчас Вы стали для меня самым серьезным отвлекающим фактором, хотя мне это нравится. Я надеюсь, в этом нет ничего страшного?
Шри Шри Рави Шанкар: На какое-то время это нормально. Говорят, когда вы опускаете алюмокалиевые квасцы в воду, они убирают все загрязнения. Полностью очищают воду, а потом растворяются сами!
В: Гуруджи, любовь должна быть без страха, тогда почему человек испытывает страх в любви?
Шри Шри Рави Шанкар: Да, это так, потому что страх – это перевернутая любовь. Если вы пройдете Продолженный курс, вы получите все ответы - о том, что такое эти три эмоции – любовь, страх и ненависть, как они формируются из одной и той же энергии, и как вы можете превратить страх и ненависть в любовь.
В: Дорогой Гуруджи, Джей Гурудэв! Как только я встал на этот путь, то мой духовный прогресс – это Ваша ответственность или моя ответственность? Если это Ваша ответственность, тогда почему мой путь к прогрессу такой медленный и полный препятствий, а если это моя ответственность, тогда почему мои усилия такие малоэффективные? Пожалуйста, помогите мне!
Шри Шри Рави Шанкар: Сейчас, после того, как вы задали этот вопрос, это становится нашей общей ответственностью. Да, делайте всё на 100% и расслабляйтесь. А когда вы чувствуете, что можете сделать еще немножко больше или немножко лучше, это показывает, что вы ответственны. Когда же вы думаете, что делаете все, что можете, тогда ответственность переходит, снимается с вас.
В: Что-то связывает тело и душу. Что же является этим связующим звеном и что заставляет их расстаться спустя какое-то время?
Шри Шри Рави Шанкар: Впечатления в душе связывают ее с телом. Это то, что называется кармой.
В: Гуруджи, я думаю, что страдаю от хронической скуки. Мне очень быстро от всего становится скучно. Мне скучно от ситуаций, от людей, от мест. Существует ли лекарство от моей проблемы?
Шри Шри Рави Шанкар: Скука! А что вы делаете, когда вам от всего становится скучно?! Дайте-ка я подумаю, что вы можете сделать!
Это происходит потому, что вы думаете только о себе. Когда вы не знаете, какое удовольствие вы получите, вам становится скучно, потому что этот мир не может на самом деле принести вам удовлетворения, он может только принести вам скуку. Но если вы исходите из пространства отдачи, а не получения, тогда вам не будет скучно. Вы будете думать: «А что я могу сделать, как я могу принести еще большую пользу?» Если вы думаете подобным образом и посвящаете свою жизнь какой-то цели, тогда скуки не возникает, но если вы в действии ищете радость, то вам станет скучно.
Скука – это просто что? Вы ищете в действии радость, которой вы не получили. Вы ищете в мире радость, которую вы не получили, и потом вам становится скучно. Вначале это - какой-то определенный объект или ситуация - дало вам какое-то счастье, но когда вы постоянно это начинаете повторять, вам становится скучно. Поэтому прекратите искать радость в деятельности. Знайте, что вы сами и есть радость, и тогда вы не будете искать радость и разочаровываться или скучать!
В: Дорогой Гуруджи, что значит быть естественным? Это значит делать всё, что приходит в голову, всё, что хочется?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, это не значит делать всё, что приходит в голову. Делать все, что заблагорассудится, без всякой внимательности, осознанности или соображения было бы глупо. Всё, что ни приходит к вам на ум, должно проходить проверку интеллектом или мудростью. Быть естественным означает быть как дома, чувствовать себя в своей тарелке даже в неприятных ситуациях. Знаете, когда всё хорошо, вы чувствуете себя комфортно, но когда ситуация не на вашей стороне, вы не чувствуете себя комфортно и хотите убежать. Поэтому чувствуйте себя как дома в любой ситуации!
В: Гуруджи, как поддержать чистоту учения йоги в сегодняшнем мире, где все продается и покупается?
Шри Шри Рави Шанкар: Во-первых, мы не должны обвинять мир и мы не должны обвинять эту причину. Чистота йоги присутствует тогда, когда ваше намерение чисто, когда вы здесь, чтобы служить людям. Если вы подсчитываете: «здесь двадцать людей, и я получу столько-то денег» - когда вы думаете подобным образом, это может испортить чистоту. Именно поэтому мы и сохранили такой принцип наших курсов, что учитель получает очень незначительную сумму для покрытия насущных расходов. Знайте, что вы делаете это в качестве служения и взимаете плату за курс, потому что без оплаты люди не ценят этого, и, конечно же, вам необходимы некоторые средства, чтобы организовать помещение, микрофон и все эти необходимые вещи. Таким образом, если ваше намерение чисто, если вы в финансовом и других отношениях благополучны, и эта деятельность является только вашей дополнительной поддержкой или доходом, тогда все в порядке. Но если вы думаете только о том, что «я хочу заработать денег, обучая йоге», то все ваше отношение тогда меняется.
Просто представьте школьного учителя, который учит детей только для того, чтобы получить деньги, а не ради того, чтобы увидеть, как его ученики сдают экзамены и становятся более эрудированными. Учитель приходит на час, чтобы провести урок, постоянно смотрит на часы и потом за 15 минут убегает. Каково тогда качество такого учителя? Тогда ученикам не уделяется никакого отдельного, персонального внимания. Итак, если финансовые расчеты не внедряются в ваш ум, тогда вы здесь ради определенной причины – вы здесь ради других.
В: Дорогой Гуруджи, вы самый значимый для меня человек во всем мире, и мой мир вращается вокруг вас. Как мне стать самым значимым для Вас?
Шри Шри Рави Шанкар: Идите по этому пути!
В: Дорогой Гуруджи, глядя на события в Японии, я начал чувствовать, что мать Земля и природа очень гневаются на нас. Гуруджи, Ваш метод переговоров очень эффективен, пожалуйста, используйте каким-то образом свой метод и успокойте ее.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, мать Земля в бедственном положении.
В: Дорогой Гурудев, во время общения всего лишь с одним человеком я теряю всю свою энергию. Как вы общаетесь с таким количеством людей?
Шри Шри Рави Шанкар: Вот почему я сижу здесь!
В: Даже после того, как мы рождаемся человеческими существами, которые занимают высочайшее положение среди представителей всех биологических видов на этой планете, почему мы хотим свободы? Существует ли нечто более прекрасное, чем свобода?
Шри Шри Рави Шанкар: Видите ли, желание счастья – это естественно, все хотят счастья, но счастье не приходит в одиночку. Счастье приводит с собой своего брата-близнеца, печаль, но никому не нравится печаль, и все хотят освободиться от печали. Человек хочет свободы от чего? От печали. И желание освободиться от печали – также естественно. Так же, как желание счастья естественно, так же естественно и желание освобождения от печали. И чем быстрее человек осознает, что хотя счастье присутствует, но и печаль также присутствует, тем сильнее становится желание свободы.
Тот, кто не желает счастья, получает свободу, а тот, кто не желает даже свободы, становится тем, кто получает любовь к божественному. Тот, кто не жаждет счастья, уже свободен, но если человек жаждет счастья, то он также будет жаждать свободы. Когда счастье не доставляет вам удовольствия, тогда вы уже достигли свободы, а когда и свобода не доставляет вам удовольствия, тогда вы получаете любовь к божественному. Любовь к божественному приносит так много счастья и радости!
В: Гуруджи, Вы говорите, что любовь великолепна и в ней отсутствует страх. Тогда почему человек, которого я люблю, так полон страхов?
Шри Шри Рави Шанкар: Человек, которого вы любите, так полон страхов?! Ну, нам не известно, чем вы его напугали, что он стал таким напуганным. Во-первых, посмотрите, любит ли вас тот человек, в которого вы влюблены.
Видите ли, иногда мы думаем, что мы любим кого-то, но даже не знаем, как правильно выразить свою любовь. Это очень сложно - выразить другому человеку ту большую любовь, которую вы чувствуете в своем сердце. Как вы собираетесь это выразить? С помощью слов вам не удастся этого выразить. Иногда такое глубокое чувство как любовь не относится к той сфере, которая поддается выражению. Очень сложно выразить эту любовь и иногда, когда вы очень сильно стараетесь ее выразить, прилагая массу усилий, люди пугаются. Другой человек также должен знать, как принять вашу любовь, разве не так? Именно поэтому важно знать, как выразить и насколько много любви можно выразить по отношению к каждому человеку.
Просто представьте, что кто-то звонит вам снова и снова все дни и ночи напролет и говорит: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя». Тогда что вы скажете? «Ну хорошо, да, ты любишь меня, замечательно, и что дальше?» Правильно?
Поэтому пока мы не обратимся к мудрости, мы не в состоянии правильно выражать или получать любовь, для этого также существует определенный правильный подход. С помощью мудрости человек так наполняется любовью, что любовь источается при каждом его действии. В жизни, когда мы принимаем Божественное в свои объятия, все наши отношения расцветают сами по себе, но если вы зацикленно пытаетесь разобраться со своими взаимоотношениями по очереди, одним за другим, то это не работает. С одной стороны, все улучшается, а с другой – становится еще хуже. Итак, находитесь в своем центре, пребывайте в божественной любви, и обо всем остальном позаботятся.
В: Гуруджи, одна из моих тетушек страдает от рака и проходит химиотерапию. Сейчас из-за химиотерапии у нее очень слабая сердечная мышца. В этом состоянии ей можно дышать большую крию?
Шри Шри Рави Шанкар: Нет, лучше ей выполнять пранаяму и короткую крию, наблюдая за самочувствием.
В: Гуруджи, концепция смерти очень беспокоит меня. Если смерть неизбежна, зачем тогда жить? Будьте добры, просветите меня насчет этого.
Шри Шри Рави Шанкар: Если бы бутон полагал: «В любом случае я должен завянуть – зачем мне цвести?» - что бы вы подумали? Бутон должен цвести и нести радость и аромат в этот мир, и потом увядать – и это правильно. Что, если бы дерево думало: «В любом случае фрукт должен стать семечком, так зачем мне напрягаться, рождая фрукт?» Итак, такова природа; пока вы здесь, на этой планете, посмотрите - как много пользы вы можете принести.
© Фонд «Искусство Жизни»
Комментариев нет:
Отправить комментарий