В: Почему сейчас в мире существует так много несчастья?
Шри Шри Рави Шанкар: Несчастье существует по двум причинам. Одна – это недостаток ресурсов в некоторых частях света: если бы у людей была вода, они были бы счастливы, если бы у людей была еда, они были бы счастливы. В других частях света – это недостаток духовности. В одной части света тело голодает, поэтому присутствует несчастье, а в другой части света душа голодает, и оттого присутствует несчастье. В «Искусстве Жизни» мы выполняем обе эти работы - предоставляем пищу для тела и пищу для души – это именно то, чем мы занимаемся.
В: Что означает «открытие третьего глаза» и как я буду себя ощущать, когда буду переживать этот опыт?
Шри Шри Рави Шанкар: Это интуиция. Не думайте, что глаз открывается, как настоящий, и что-то внезапно появляется из вашей головы. Разве у вас есть выпуклость или дырка во лбу? Нет. Вы знаете, что когда закрываете глаза, вы, тем не менее, видите свет; вы можете видеть или вы можете чувствовать, а может быть и то и другое. Если кто-то говорит: «Я собираюсь открыть вам третий глаз и т.д.», просто не занимайтесь этими вещами. Я вам говорю определенно нет, это просто мошенничество. Потому что я видел очень много людей, заявляющих об открытии третьего глаза, и ничего на самом деле не происходило - у людей возникает головная боль, очень часто неизлечимая головная боль, и возникают проблемы. Знаете, многие в таких случаях приходят к нам за помощью, поэтому если кто-то говорит: «Я хочу открыть вам третий глаз», скажите ему: «Спасибо большое, я очень счастлив, имея два глаза». Чем глубже вы погружаетесь в медитацию, тем сильнее развивается ваша интуиция.
В: Гуруджи, почему открытие третьего глаза ассоциируется с уничтожением желаний?
Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, третий глаз ассоциируется с бдительностью и осознанностью. Когда вы бдительны, пробуждены, пребываете больше в знании, тогда естественным образом энергия переходит от нижней чакры к верхней. Вещи, свойственные нижним чакрам, вас больше не интересуют. Знаете, когда вы очень осознанны и пробуждены, сексуальная энергия трансформируется в другое качество сознания. Сексуальная энергия возникает, когда активизируется задняя часть нашего мозга. Бдительность, понимание и осознанность приходят, когда активизируется передняя часть мозга –гипофиз и шишковидная железа. В мозгу они расположены на противоположных сторонах друг от друга. Поэтому в мифологии говорится, что когда открывается третий глаз, грубые желания просто испаряются, не то чтобы это было плохо, просто они не имеют больше такого большого значения. Именно поэтому интеллектуалы и высокодуховные люди всегда что-то накладывают на лоб, например, немного сандаловой пасты, из-за того, что они фокусируются, выполняя йогу и медитацию. Итак, они накладывают сандаловую пасту, чтобы освежить лоб, охладить его немного.
Когда передняя доля мозга становится более активной, более бдительной, тогда мышление, интеллектуальная работа, творческие способности, память – все это расцветает, потому что они находятся в передней доле мозга, а чувственные наслаждения все сконцентрированы в задней части мозга.
В: Дорогой Гуруджи, в буддистской традиции говорится, что не существует такого понятия как Бог, творец, тогда как в христианстве есть отец, сын и Святой Дух. И теперь мне интересно, что же есть Бог?
Шри Шри Рави Шанкар: Господь Будда никогда не говорил, что Бога нет, он просто отказывался говорить на эту тему, потому, что в те дни существовало очень много духовных традиций. Ведическая традиция была очень распространена, а также существовала джайнистская традиция. Было очень много других традиций, и люди знали это все по книгам, и могли произносить великолепные речи о покое и медитации, но они забыли опыт медитации. Таким образом, Будда не хотел вступать в дебаты, подобно тому, что и мы делаем – мы не хотим вступать ни в какие дискуссии. У нас есть очень простая инструкция – «Вот способ стать спокойным. Выполняйте это дыхание, и вы станете спокойным».
Таким же образом и Будда говорил: «Я не собираюсь говорить о Боге, но я хочу поговорить о печали и вот вам способ, чтобы от нее избавиться». Это возможно – избавиться от печали. Итак, его фокус был очень практичным и очень простым. Он говорил об освобождении, мокше, что является общепринятым во многих религиозных течениях индуизма.
Спустя две с половиной тысячи лет после времени, когда жил Кришна, не было никого, кто бы развивал это знание, поэтому и пришел Будда, чтобы его развивать. А потом, позднее, буддизм также стал одним из многочисленных религиозных направлений. Пятьсот лет спустя после прихода Будды всё знание было неправильно истолковано, всех стали делать монахами, вся система начала рушиться, и тогда пришел Ади Шанкарачарья и заново восстановил и освежил это знание. Именно поэтому говорят, что снова и снова, когда люди начинают забывать знание, природа приводит на путь кого-то, кто оживит это знание и вновь вернет людей на путь света. Итак, это происходит. Таким образом, то, что сказал Иисус – это снова та же древняя истина, сказанная в Ведах, о троице - все эти вещи и говорил Иисус. Бог есть любовь – это сказано в Ведах, в Упанишадах, то же говорил и Иисус.
Но что наиболее важно – это найти гармонию между всеми различными духовными традициями и вероисповеданиями. С одной стороны есть традиции, но человечность, духовность – наиболее важны. Ни от чего - ни от индуизма, ни от ведической религии, ни от ислама, ни от христианства, ни от буддизма не будет толка, если отсутствует человечность, общечеловеческие и духовные ценности.
В: В чем разница между интуицией и принятием желаемого за действительное?
Шри Шри Рави Шанкар: Когда что-то уже произошло, то вы знаете, было ли это интуицией или принятием желаемого за действительное. Время покажет, что это - самообман или интуиция. Да, не существует определенного критерия, по которому можно судить. Самообман мотивируется желанием, в то время как интуиция просто срабатывает.
© Фонд «Искусство Жизни»
Комментариев нет:
Отправить комментарий