Здоровый ребенок будет иметь три веры – веру в Божественное, веру в доброту людей и веру в самого себя. Здоровый ребенок не будет думать, что все воры или что все плохие. Он не впадает в такого рода паранойю. Здоровый ребенок знает, что люди хорошие. Здоровый ребенок имеет веру в самого себя и веру в невидимую силу Бога, Божественности, некоей высшей силы. Эти три веры могут сделать ребенка гениальным. Это те самые составляющие, дающие ребенку возможность стать очень талантливым и даже гениальным. Воспитывая детей, нам нужно поддерживать в них эти тенденции, эти три веры.
Если вы все время говорите своему ребенку, что все люди обманывают, то ребенок потеряет свою веру в окружающих людей и общество в целом. Его личностные свойства, таланты и навыки общения станут хуже. Очень сильно пострадают его взаимоотношения с людьми. Такие дети будут неудачливыми в бизнесе, неуспешными в профессии или искусстве. У них могут быть таланты, но таков будет результат, если лишить детей веры в людей, в их доброту и веру в то, что все к лучшему. Сегодня много молодых людей хотят быть предпринимателями, но они не достигают успеха. Знаете почему? Вот причина: они не верят в порядочность людей или не верят в самих себя. Будучи родителями, мы должны взрастить эти вещи в своем ребенке.
Поощряете ли вы их, если они приходят к вам с жалобами? Что вы делаете? Поощряете ли вы негатив, или вы преобразовываете его во что-то положительное? Вы должны играть роль человека, приводящего к равновесию. Иногда ваш ребенок приходит к вам и говорит, что такой-то такой-то хороший, а вы знаете, что этот друг вашего сына/вашей дочери не такой уж хороший. Здесь вы должны указать им на их ошибки и иногда привести к разумной золотой середине в поведении. Если ребенок попадает под влияние кого-то, о ком вы знаете, что их привычки не назовешь хорошими, тогда вы вынуждены говорить неприятные вещи. Но если ребенок говорит о ком-то плохо, вы должны помочь им изменить их взгляд на ситуацию в позитивную сторону. Итак, вы должны предпринимать уравновешивающее действие, когда вашего ребенка качает слишком сильно в ту или иную сторону. Вы со мной согласны? Мы создаем вокруг себя определенную атмосферу. Если мы создадим атмосферу доверия, и дети вырастут в этой атмосфере, то они будут выдающимися во всех отношениях. Но если мы создадим атмосферу негативности, недоверия или подавленности, то они будут отражать это и возвращать все эти вещи обратно к нам.
Поскольку вы пришли сюда сегодня, я хочу дать вам упражнение, которое я хотел бы, чтобы вы выполняли каждый день. Когда вы придете назад домой и встретите своих детей, первое, что вы делаете – это хлопаете с ними в ладоши, или играете, или смеетесь. В первые день-два это может выглядеть немного искусственно. Но потом, и для вас самих, и для ваших детей это станет прорывом. Как можно чаще садитесь и обедайте вместе всей семьей, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И во время еды не говорите им, что они плохие. Когда накладываете им пищу, не портите им настроение. Еще будет время, чтобы сказать им, что они ведут себя неправильно, но никогда не делайте этого за обеденным столом.
Закройте глаза на 30 секунд. Просто представьте себе, что все говорят вам, что не доверяют вам. Подумайте о том, что никто вам не доверяет. Как вы себя будете чувствовать? (Спустя 30 секунд) Откройте глаза. Плохо, печально, подавлено! Знаете, это та атмосфера, которую вы создаете: «Я тебе не верю, я тебе не доверяю». Я понимаю, требуются усилия, чтобы создать здоровую окружающую обстановку, потому что ваша жизнь – это не только ваши дети. У вас так много других занятий; круг людей, с которыми вы взаимодействуете, очень широк. Когда у вас нет контроля над своим собственным настроением, трудно создать настроение или создать нужную атмосферу просто ради детей. Но нам нужно приложить усилие.
Итак, давайте быстро снова все повторим. Обедайте с детьми, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И когда едите, не указывайте им на их ошибки и не обвиняйте их. Позаботьтесь о том, чтобы их настроение было приподнятым. Убедитесь в том, что их личность развивается таким образом, чтобы они не чувствовали разрыва между поколениями, чтобы они общались со старшими и младшими. Наделите их ответственностью в отношении младших и иногда поручайте им обязанность делать что-то для старших – с помощью этого вы сможете построить мост через пропасть между поколениями.
Позаботьтесь о том, чтобы они занимались понемногу и наукой и искусством. Если вы находите, что ваш ребенок слишком сильно ориентирован на музыку и искусство, и не обращает внимание на научные дисциплины, тогда приложите небольшие усилия, чтобы привести его в научный музей или заставить его позаниматься математикой. Подогрейте немного их интерес к науке. А если они слишком сильно увлечены наукой и математикой, то обеспечьте им также и некий музыкальный уклон в образовании. Но мальчиков вы должны будете поощрять немного больше. Девочки обладают естественной склонностью к искусству.
Вовлеките их в проект, в который они вносили бы свой вклад, больше отдавая, чем приобретая и сохраняя для себя. Нам нужно что-то сделать, чтобы привить детям эту склонность. Просто в мелочах, это не должно быть чем-то значительным.
Позаботьтесь, чтобы у них было три типа веры. Вера в доброту людей. Рассказывайте детям истории о добре, или о том, что хорошего происходит в мире, а не только что-то негативное. Поощряйте их веру в себя. Иногда они говорят: «Я не могу этого сделать». Подбодрите их и скажите, что они могут это сделать. И затем вера в справедливость в обществе. Если они вырастут с чувством недоверия или страха, они рискуют стать параноиками. Их личностные качества начнут ухудшаться, они никогда не смогут полностью расцвести, они никогда не будут хорошо общаться в обществе. Вера в общество и вера в Божественное. Небольшое количество ритуалов необходимо, чтобы создать для детей необходимую атмосферу. Посадите их и пропойте несколько мантр, попросите их зажечь свечу, лампу. Для детей полезно придерживаться некоторых ритуалов. Заставьте их разбить кокос (жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём или о каменную стену) символизирует разбитие нашего эго и других качеств, которые хочется в себе разбить вдребезги) или пойти в храм. Важно утвердить выполнение некоторых санскар (sanskara, священнодействие - главнейшие религиозные церемонии, обязательные для каждого индуса хорошей касты) в отношении того, что является сверхъествественным. Разве вы не думаете, что это необходимо? Вера в непознанное может помочь им далеко пойти. Не слишком много, просто хотя бы чуть-чуть. Заставьте их прочитать несколько шлок (строфы из писаний). Подобные вещи разовьют их личность.
Когда дети настроены очень положительно в отношении своих друзей, предостерегите их немного, но не слишком сильно. Если они настроены очень негативно в отношении каких-то друзей, то покажите им, что и от этих друзей тоже идет что-то положительное. Таким образом, вы подталкиваете их обратно к центру, не давая склониться ни в одну из сторон. Учитесь у них. Не занимайте всегда позицию учителя. Но проявляйте участие в их жизни и учитесь у них.
В: Как справиться с ожиданиями ребенка, когда он начинает сравнивать себя с другими и требовать того, что имеют другие? Они говорят, что такой-то и такой-то так хорошо обеспечены, и что они тоже так хотят.
Шри Шри Рави Шанкар: Вы должны сказать своим детям, что вы можете им дать только столько-то, и что они не должны сравнивать себя с другими. Но важно, чтобы вы не давали им никаких неоправданных надежд. В то же самое время, мы можем дать им мечту. Если ты сдашь этот экзамен или сделаешь что-то, то может быть, ты это получишь. В этом кроется важность развития в них подобной чувствительности и принадлежности. Именно поэтому я и говорю, что если вы вместо того, чтобы их учить, принимаете во всем участие, то они даже не будут вас просить о том, о чем был ваш вопрос. Они должны участвовать в вашей жизни. Тогда вместо того, чтобы выдвигать вам свои требования, они будут чувствительны по отношению к вам. До того, как вы станете хорошим отцом или матерью, вы должны стать хорошим дядей или тетей. Вы понимаете, о чем я говорю? Вам следует больше общаться с друзьями своих детей. Они будут слушать вас. Предположим, что у друзей вашего сына/дочери есть какие-то пагубные привычки, тогда вы сможете повлиять на них, чтобы они изменились. Они будут слушать вас больше, чем своих собственных родителей. Подобным же образом, другие родители могут лучше заботиться о чужих детях, чем о своих собственных.
В: Сейчас в обществе существует такая большая конкуренция, что детям не хватает времени на расслабление. Существует страх, что они не впишутся в это общество. Как нам справиться с этой ситуацией? Какую мантру использовать для достижения совершенства?
Шри Шри Рави Шанкар: Я думаю, что вам не следует давить на них слишком сильно. Вы должны научить их расслабляться. Именно поэтому я и сказал, что помогут музыка, медитация, игры.
В: Когда дети вырастают, они не заботятся о своих родителях. Существует так много домов престарелых. Как родители, в чем мы допустили ошибку, и каков Ваш совет родителям, чтобы эту ситуацию можно было бы взять под контроль?
Шри Шри Рави Шанкар: Именно поэтому я и говорю, что три вида веры очень важны – вера в самого себя, вера в порядочность других, и в Божественное. Немного религии, моральных и духовных ценностей, и то, как вы сами относитесь к своим родителям. А также просите их по-доброму обходиться со своими дедушками и бабушками – это может сильно повлиять на них. Просите детей заботиться о бабушках и дедушках, и они начнут это делать.
В: Как духовные практики могут улучшить успехи в учебе?
Шри Шри Рави Шанкар: Совершенно точно, могут. Знаете, недавно в Англии были проведены исследования, показавшие, что дети, изучающие Санскрит, достигают более ярких успехов в математике, и способность их мозга к изучению различных языков становится настолько лучше, что эти дети могут легко выучить любой язык, начиная с китайского и заканчивая английским и русским. Исследования продолжались 15 лет, и были установлены подобные результаты. Три школы в Англии сделали изучение Санскрита обязательным учебным предметом. Они также провели исследования, почему Индия достигла такого превосходства в информационных технологиях. Мозг индусов более соответствует работе с компьютерами. И это происходит из-за того, что их язык произошел от Санскрита. Поэтому хорошо, чтобы ваши дети изучали Санскрит.
Помимо этого были проведены различные исследования, которые показывают, что выполнение пранаям увеличивает проявление способностей детей. Они чувствуют себя более спокойными, внимательными и более бдительными. Они в состоянии лучше понимать и усваивать. Был доказан целый список подобных благотворных воздействий. Вы можете зайти на сайт YES+, чтобы узнать о преимуществах, которые дети получают в плане учебы.
В: Сегодня детей больше привлекает западная культура. Мой сын раздражается, если джинсы стираются после того, как он носил их только один раз. Мы должны платить дополнительные деньги за то, чтобы джинсы были порваны – потому что ему нравится такой стиль. Как мы можем изменить это отношение?
Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, вся эта мода меняется. Поэтому не волнуйтесь. Ни одна мода не оставалась навсегда. Донесите это до своих детей и их друзей. Побудите их попробовать какие-нибудь другие стили. Именно поэтому я говорю каждому родителю, что вы должны быть хорошим дядей и тетей. Вы не можете заботиться только о своих детях. Вы должны заботиться также и об их друзьях. За один год вы должны устроить для своих детей по крайней мере шесть вечеринок в своем доме, на которых вам следует общаться с друзьями своих детей. Позовите их всех к себе домой, устройте вечеринку в пижамах (вечеринка типа невинного девичника с ночевкой, без алкоголя, наркотиков и пр.), посидите с ними, поговорите с ними, поделитесь историями, послушайте их. Если вы потратите на это один субботний вечер за два месяца, то вы сможете многое изменить.
В: Пожалуйста, дайте руководство по воспитанию детей с особенностями. Что можно для них сделать с помощью «Искусства Жизни»?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто служите им. Не жалейте их. Знаете, люди с определенными отклонениями – их душа находится в другом состоянии. Они не находятся в состоянии, предполагающем проявления сочувствия. Они пришли на эту планету только для того, чтобы принять служение других. Выполняйте служение с таким отношением. Никогда не проявляйте жалости – «О, бедный ребенок». Дети с определенными отклонениями пришли только для того, чтобы принять служение с вашей стороны.
В: Как нам узнать, принимают ли дети наркотики, или они просто подвержены перепадам настроения?
Шри Шри Рави Шанкар: Это вы можете выяснить. Именно поэтому для вас нужно хорошо знать своих детей и круг их друзей. Вы узнáете, чем они занимаются, куда они ходят, будете следить за ними, особенно, за подростками. Это очень сложное время. С ними происходят определенные биологические изменения. Поэтому они просто не удовлетворены родительской любовью, с их телами происходит что-то новое. Они ищут любовь где-то на стороне – эмоциональную поддержку, физическое наслаждение. Их ум в таком замешательстве. Поэтому иметь дело с подростками – это серьезная задача. Именно поэтому у нас есть эти курсы YES и YES+, которые как раз предназначены для подростков. Я скажу вам, что эти курсы открывают детей таким образом, что я даже не могу это описать.
В одном курсе в Нью Дели участвовало 1000 представителей молодежи. Мы задали вопрос: «Кого вы ненавидите больше всего?» 80% ответили, что своих преподавателей, 75% сказали, что на втором месте стоят их родители. И это в стране, где мы говорим: «Maatra devo bhava, pitra devo bhava, aacharya devo bhava, atithi devi bhava». К матери, отцу, учителям и гостям относятся как к высшим идеалам и проявлениям Божественности. Ужасно видеть, что они начинают их ненавидеть. Мы любой ценой не хотим допустить, чтобы насилие и стресс пришли в нашу образовательную систему. Мы не хотим культуры применения оружия, как это происходит в Америке. Там в классах так много насилия. Отчет за текущий год показывает, что насилие на территории учебных заведений в Америке утроилось по сравнению с 90-ми годами. Итак, это очень опасно, и мы не хотим подобного в Индии. Именно поэтому нам нужно привнести моральные и духовные ценности, этические ценности сострадания, дружелюбия и любви.
В: Молодежь так агрессивна. Мы даем им все, что они просят, и, не смотря на это, они не удовлетворены. Они настолько гиперактивны. Как утихомирить таких гиперактивных детей, особенно если они причиняют вред другим?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто приведите их на курсы YES и YES+ . Когда такие дети прошли в Дели курс, их родители удивлялись, что же мы сделали с их детьми. Они стали такими хорошими. Родители никогда не думали о подобных переменах, которые они увидели в своих детях после курса. Те же самые дети, которые раньше говорили, что ненавидят своих родителей, начали проявлять о них заботу, посылать им записки с выражением своей любви, и спрашивать, что они могут для них сделать. В этих детях произошла полная трансформация. В 43 университетах Америки есть клубы прошедших курс YES+. В Корнеллском университете (частный университет в г. Итаке, шт. Нью-Йорк) и некоторых других сейчас этот курс аккредитован как учебная единица. Итак, если вы проходите курс YES+, занимаетесь медитацией, духовными практиками, то вы получаете «кредиты» (зачетные единицы). Сейчас мир это признает, и Индии лучше уже начинать делать то же самое. Нам нужно будет обучить их медитации и способам управления своими негативными эмоциями.
"То, что вы не можете выразить – это Любовь.
То, что вы не можете отвергнуть/не признать – это Красота.
То, чего вы не можете избежать – это Истина".
~ Шри Шри
© Фонд «Искусство Жизни»
Hotmail has tools for the New Busy. Search, chat and e-mail from your inbox. Learn more.
Комментариев нет:
Отправить комментарий