понедельник, 7 июня 2010 г.

Воспитание детей - это путешествие в обе стороны - вы учите и учитесь

7 Июня 2010,
Бангалорский Ашрам, Индия

Шри Шри обращается к родителям

Мне очень сложно говорить о воспитании детей. У меня нет опыта. Но я могу дать вам некоторые идеи, исходя из наблюдения. А вам нужно применить их на практике и посмотреть что получится. Если вы привыкли к порядку, дети сделают вас хаотичным. Дети лучше, чем кто-либо другой, ломают ваши барьеры. Я помню, один мой дядя был очень строг и усердно приучал к дисциплине меня и мою сестру. Когда у него появился сын, теперь уже сын начал дисциплинировать его и сломал все его барьеры. Поэтому ваши дети могут вас научить тому, чему никто другой не сможет.

Первое, что для нас важно, это наблюдать за детьми, за их склонностями, за тем направлением, в котором они развиваются. Это путешествие в обе стороны. Чему вы хотите у них научиться? И чему вы хотите их научить? Не пытайтесь навязать им ваше видение. Вам необходимо поделиться с ними вашим видением, вашим пониманием и убедить их, если их восприятие является неправильным.

Каждый ребенок появился на этой планете с определенными наклонностями, с определенными задатками, которые нельзя изменить. Также ребенок приобретает определенные качества, навыки, и этот процесс можно контролировать. Вы все здесь? Это очень большая задача.

Если вы очень дисциплинированный человек, ребенок может создать хаос в вашей жизни, дети могут показать вам ваше место в жизни, заставить вас разрушить ваши барьеры. Нам нужно быть очень чувствительными. Вот что нам необходимо держать в уме - если вы говорите вашим детям не врать, а затем просите их ответить по телефону что вас нет дома, это просто не будет работать. Ссора в присутствии ваших детей только усугубит обстановку. Если вы хотите что-то выяснить с вашей женой/мужем, то лучше дайте вашим детям какое-нибудь задание, а затем ругайтесь, сколько вздумается. Но к тому времени, как дети вернуться, лучше помиритесь.

Мы поощряем в наших детях тенденцию не отдавать ничего, держаться за вещи. Когда это пересекает определенную грань, мы чувствуем, что эта их склонность нас угнетает. Мы часто говорим им оставлять те или иные вещи при себе. Затем у них развивается эта наклонность держаться за что-то. Даже незначительные действия могут отражать качества чьей-либо личности, и они могут стать помехой на пути развития личности.

В то же самое время, мы можем поощрять желание детей делиться и отдавать, и это может способствовать развитию личности. Так что мы можем много чего сделать для коррекции приобретенных качеств и талантов или личности ребенка. Но вы не можете ничего поделать с теми задатками, с которыми ребенок родился. Они все равно проявятся. Мудрость заключается в том, чтобы отличить первое от второго (приобретенное от врожденного), и половина работы выполнена, если вы можете сделать это. Вторую половину работы вам необходимо оставить Богу, у вас нет контроля над этим.

Итак, весь этот процесс учит большому терпению и настойчивости, при этом направляя детей в том направлении, в котором им следует двигаться. Дать им мечту и убедить их идти за мечтой - это самая сложная задача для родителей. Поэтому, приобщайте их к разнообразной деятельности. Это следует сделать, пока они не достигли 10-11 лет. Вам необходимо приобщить ребенка к науке, искусству и всем другим занятиям, включая и выполнение служения. Как-нибудь в воскресенье дайте детям конфет и попросите раздать их бедным людям. Один или два раза в год возьмите их с собой в неблагополучные районы и попросите заняться служением. Это разовьет их личность самым неожиданным образом.

Вы должны познакомить их как с наукой, так и с музыкой. Необходимо развивать как левое, так и правое полушарие. Знаете, концепция Сарасвати, Богини обучения - она так удивительна. Если вы посмотрите на символ Сарасвати, у нее в руках музыкальный инструмент, книга, и четки. Книга символизирует развитие левого полушария мозга, музыкальный инструмент символизирует развитие правого полушария, а четки - медитативный аспект. Таким образом, знание, музыка и медитация - все эти три аспекта необходимы для того, чтобы образование было полным. Тогда вы можете называть человека цивилизованным и образованным.

Итак, позаботьтесь о том, чтобы ваши дети изучали музыку и йогу. А также позаботьтесь и о том, чтобы у них развилось научное любопытство, чтобы они задавали вопросы. Поощряйте их задавать вопросы. Ребенок начинает задавать вопросы в три года. Затем они продолжают постоянно задавать вопросы. Часто они задают вам такие вопросы, на которые вы не знаете ответа. У скольких из вас был такой опыт? Они заставляют вас удивляться. Они заставляют вас задумываться об этой реальности, ведь она потрясающа. Итак, детей просто необходимо приобщать как к музыке, так и к науке.

Затем, научитесь понимать личность вашего ребенка. Посмотрите, как ваши дети взаимодействуют с людьми разных возрастных групп. Как они ведут себя с теми, кто младше? Как они себя ведут с теми, кто старше их? Как они взаимодействуют со сверстниками? Это очень важный момент. Таким образом, вы сможете понять, есть ли у них комплекс неполноценности или звездная болезнь, являются ли они интровертами или экстравертами. И здесь вы можете сыграть очень важную роль. Играйте с ними в развивающие игры и поощряйте их взаимодействовать с людьми всех возрастов. Таким образом, мы можем сформировать такие их качества, которые позволят им стать очень центрированными, талантливыми, гибкими людьми и личностями, свободными от комплексов.

Дети, у которых развивается комплекс неполноценности, будут охотнее общаться с младшими и стараться избегать старших и даже сверстников. Те дети, у кого комплекс превосходства, будут избегать маленьких, и стараться общаться только со старшими. И в том и в другом случае их умение общаться не на высоте. Вы, как родитель, можете научить их навыкам общения. Это очень важно для них - научиться правильно общаться.

Я хочу, чтобы вы выполнили одно упражнение. Скажите человеку, сидящему рядом с вами: «Я тебе не верю». Если это ваш супруг/cупруга, то для вас это хорошая возможность (Шутливо!). (Спустя какое-то время, когда присутствующие не смогли сделать это, даже после того, как их попросили об этом два-три раза). Вы не можете сделать это серьезно. Видите, как трудно сказать кому-то, что вы ему не верите. Трудно сказать кому-то, что вы ему верите. Но намного труднее сказать кому-то, что вы ему не верите. Вы поняли это? Заметили ли вы, что вы сделали нечто, что никогда прежде не делали? Вы сказали кому-то, что вы ему не верите, и начали улыбаться. Случалось ли это с вами когда-либо прежде? Дети по своей природе склонны доверять. Но каким-то образом это доверие в них разрушается. Нам нужно обратить на это внимание. Доверяют ли они самим себе? Достаточно ли они уверенны в себе? У здорового ребенка есть три вида веры.

(Следующая часть беседы вместе с вопросами родителей будет включена в следующий выпуск).

© Фонд «Искусство Жизни»




The New Busy is not the too busy. Combine all your e-mail accounts with Hotmail. Get busy.

Комментариев нет: